Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

четверг, 17 июля 2014 г.

#соразвит14. Скованные одной Сетью, связанные одной целью...

Человек, как известно, существо социальное, поэтому даже в виртуальной среде стремится к объединению с другими, так и норовит "прибиться" к какой-нибудь "стае", вступить в какое-либо сообщество по интересам. И неважно, что объединяет членов таких виртуальных (сетевых) сообществ: любовь к котикам или чтение книг по квантовой физике, главное - человек находится в комфортной для себя среде, где может вволю пообщаться, посотрудничать или самоутвердиться. В общем, "и других посмотреть, и себя показать".

Так какие они бывают, эти сетевые сообщества? Попробую разобраться.

Сообщества - группы



В группы собираются участники, объединённые одной целью или одним видом деятельности (библиотечные блогеры, специалисты библиотек, участники конкурса "Классика в неформате"). 

Прилежно изучила все (ну ладно, почти все) источники, предлагаемые к первой теме курса "Сетевое сотрудничество и профессиональное развитие", и выяснила, что для групп    характерны:

1. Единство (все участники - одной или смежной профессии, все участвуют в одной и той же акции и т.д.).
2. Согласованность (у группы есть модератор, который организует и курирует работу участников).
3. "Уединение" (группа - своего рода "закрытый клуб" для "своих", во многие такие группы сначала нужно послать запрос о вступлении).

Как я заметила, есть группы дискуссионные ("Современная библиотека", "Неконференция библиотечных блогеров"), обсуждающие актуальные теоретические вопросы, оценивающие  те или иные библиотечные практики в плане эффективности. 

Есть группы практиков. Самый яркий пример - "ВикиСибириада", участники этой группы (педагоги и библиотекари) делятся своими практическими знаниями в области информационных технологий. 

А есть группы, посвященные какому-либо событию. Например, в своё время была создана группа "Флешбук" - для проведения в Сети одноимённой акции. Сейчас активно набирает обороты группа "Библионашествие. Неформатная классика", поддерживающая проект создания видеороликов (буктрейлеров)  по произведениям русской классики. 

Сообщества - сети


Сообщества-сети хотя и менее распространены, но мимо них не пройдёшь. Вот несколько примеров из мне знакомых: "Образовательная Галактика", портал "ВикиСибириада", "Я учусь работать в блоге". Сообщества-сети ориентируются на другие принципы.

1. Разнообразие: участников, видов деятельности, источников информации. Например, на портале "ВикиСибириада" с успехом работают и педагоги, и библиотекари, и читатели, и учащиеся школ. Параллельно проводится сразу несколько видов активностей (конкурсы, акции, мастерские, вебинары), из которых каждый может выбрать что-то интересное для себя.

2. Автономия. У каждого участника своя мотивация, свои цели. Кто-то стремится  получить сертификат, кто-то хочет на практике попробовать дванольные сервисы, кто-то не мыслит своей жизни без участия в конкурсах. Творческие работы участники размещают на своих личных вики-страницах, в блогах, на разнообразных сервисах веб 2.0. 

3. Открытость. Все материалы, созданные участниками группы, находятся в свободном доступе. Любой может "полюбопытничать" и "взять на вооружение" чей-то опыт, даже не вступая в сообщество. Регистрация в такое сообщество открытая и свободная, предварительный запрос посылать не надо.

Очень многие сообщества-сети образуются, как я заметила, вокруг учебных курсов. Например, такое сетевое сообщество возникло в 2009 году вокруг проекта "Я учусь работать в блоге" (авторы - Людмила Рождественская и Елена Ястребцева). Итогом работы сообщества тогда стало создание более 50 блогов библиотек, самый яркий из которых сегодня знают все библиоблогеры - это знаменитая "ЧУМотека" (автор - Ирина Коткина, она же ЧУМработница).

Позднее подобное сообщество возникло уже в ходе работы по курсу "Дванольный библиотекарь" (ведущие и модераторы - Елена Ястребцева, Людмила Рождественская, Оксана Петрова, Вера Короповская): в 2012 году и я проходила здесь обучение, сделав много интересных и полезных открытий. 

Из современных примеров - проект "23 дела с мобильным" (руководитель - Елена Ястребцева) - курс для педагогов и библиотекарей по освоению мобильных сервисов, в котором я выступила уже как один из авторов адаптации. Свои достижения по освоению дванольных премудростей участники сообщества освещали в личных блогах. 



Эврика! Есть и такие сообщества, которые и сети, и группы одновременно. Этакие уникальные гибриды. Я пока знаю только одно такое сетевое сообщество - "ВикиСибириада". Оно успешно работает на двух площадках: как сеть - портал и как группа в социальной сети. Если на вики-портале участники "творят, выдумывают, пробуют", то в группе обсуждают получившийся результат и делятся опытом в области информационных технологий.


Как насчёт эффективности?


Иван Травкин, автор курса, предлагает поразмышлять: "Как Вы оцениваете эффективность этих сообществ с точки зрения организации и поддержки дистанционного сотрудничества?"

На мой взгляд, и те, и другие сообщества хорошо справляются со своей задачей. Доказано несколькими годами успешного существования сообществ,  пополнением их  новыми  заинтересованными лицами, активностью обсуждений.   

Если работа в таком объединении не прекращается и не стоит на месте, а кипит и выходит на новые уровни развития, если число участников растёт - это ли не показатель эффективности сотрудничества?

Даже если сообщества были "краткосрочными" (выросли из учебных проектов), некоторые их участники продолжают взаимодействие и сотрудничество через социальные сети, блоги и другие сервисы, совместно организуют и работают в новых проектах. 


Страшный сон сетевого сообщества


И ещё один вопрос: "Как могли бы измениться известные Вам сообщества при переходе от одного типа организации к другому (от групп к сетям, от сетей к группам)?".

Немного непонятно, зачем из сети делать группу и наоборот, если эти "комьюнити" и так неплохо со своими задачами справляются. 

Если только пофантазировать... 

Сценарий первый. Допустим, из дискуссионной группы "Современная библиотека" делаем сеть. В итоге сообщество начнёт распадаться на мелкие группировки (по принципу "сами себе велосипеды", "хочу - творю, а хочу - и вытворяю"  или "против кого, девчонки, дружим?"), сообщество порабощают "котики" всех мастей (сообщество открытое, модерации нет вовсе), грядёт страшный троллинг. Хаос, анархия, конец фильма. 

Сценарий второй. Портал "ВикиСибириада" переделываем в группу. Убираем из проекта школьников (ишь чего удумали, тут всё строго, для взрослых тётенек), начинаем фильтровать контент,  на смену личным вики-страницам и блогам приходит единая "ветка" для общения. Вход по "пропускам", бан без предупреждения. Всё строго, солидно и скучно. О творчестве можно забыть.

В общем, думаю, смена организации ничего хорошего в жизнь сообщества не привнесёт. От добра добра не ищут.

Продолжение следует...

6 комментариев:

  1. Браво :). С огромным удовольствием Вас читаю, к сожалению, не могла присоединиться к курсу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за внимание к нашему блогу!

      А к курсу еще не поздно присоединиться - регистрация до сих пор открыта, в любой момент можно подключиться к работе. Приходите, здесь интересно!

      Удалить
  2. Марина, это гениально! разбор - нет слов.

    По поводу уникальных гибридов. У К.Бугайчука:
    "много деятельности проходит вне пределов материнского сайта. Участники
    сетевых сообществ, могут кроме общей платформы, публиковать свой материал,
    участвовать в дискуссиях за пределами основного сайта, однако, как правило,
    информация об этом передается ими для всех участников сообщества посредством
    социальных сервисов, общих каналов новостей и т.д."

    http://sc-journal.mggu-sh.ru/media/articles/2013_issue1/Bugaychuk__Network_community_approach_to_participate_from_positions_of_connectivism.pdf

    ВикиСибириада на Fb - дополнительный коммуникативный канал, в котором участники расшаривают свои (скажу ГРОМКО И ЗАКРЫВ УШИ - вспомнила анекдот про пионера) "артефакты понимания".
    И все-таки она наша - ВикиСибириада - два года назад в курсе Ивана также рассматривала ее в качестве сети-портала-канала - http://natalyakubrak.blogspot.ru/2012/08/blog-post_4.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ух ты, а я и не знала, что такая гениальная! :)) Кто бы мог подумать... В последнем вопросе я решила "оторваться по полной". Надеюсь, руководители групп не будут на меня в обиде за это "хулиганство".
      А что за анекдот про пионера? Я и не знаю. Может, поделишься? Интересненько...

      Удалить

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...