Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

вторник, 22 июля 2014 г.

#соразвит14. Не Париж ли столица Франции?, или Персональная учебная сеть

Вторая тема курса "Сетевое сотрудничество и профессиональное развитие" - "Персональная / профессиональная сеть".

Начала разбираться в теме и сразу же запуталась в терминах. Оказывается, кроме персональной учебной сети есть еще и персональная учебная среда. Пытаясь разобраться, что к чему, собрала целую терминологическую коллекцию. Каждый автор настаивает на своём понимании персональной учебной среды и персональной учебной сети: "что такое счастье - это каждый понимал по-своему" (Аркадий Гайдар).




ПУСы и ПУСети

Начнём со среды. Определение, которое мне показалось понятнее и интереснее других, дал эксперт этой темы Константин Бугайчук: "Персональная учебная среда - это собственная информационная среда, которую строит вокруг себя человек с целью удовлетворения собственных учебных потребностей".  

Как я это понимаю. Мы живём в огромном информационном пространстве и, чтобы учиться чему-то новому, расти как профессионалы, вынуждены в этом инфо-доме обустраивать свою учебную комнату, чтобы на созданном нами пространстве решать свои учебные задачи. Здесь устраиваем всё "под себя": подписываемся на нужные блоги, вступаем в интересные группы, заходим на полезные виртуальные площадки, едем на необходимые конференции. Кстати, персональная учебная среда (ПУС) - это не только виртуал, сюда входят офлайн-конференции, мастер-классы, семинары, курсы повышения квалификации и т.д.


В нашей учебной комнате всё под рукой: с одной стороны - разные курсы и мастер-классы, с другой - информационные источники (блоги, группы, вики, книги, периодика, презентации), с третьей - различные сервисы веб 2.0, которые мы освоили (Google документы, Blogger, YouTube, Twitter, Slideshare и т.д.). Красота!




И самое главное. Подписаться на некоторое количество блогов и вступить в пару-тройку групп – маловато будет. Чтобы эффективно решить свои учебные задачи, надо начать как-то взаимодействовать внутри этой нашей ПУС. И тогда мы начинаем строить персональную учебную сеть - этакую "паутину" коммуникаций, ПУСеть.

Не просто формально подписываемся на блоги - мы их читаем, просматриваем, комментируем, пишем посты в своём блоге. Не просто пассивно числимся в группе - следим за дискуссиями, принимаем в них участие, сами "подкидываем" темы для обсуждений. Не просто добавляем друзей в Facebook - интересуемся их новостями, комментируем «зацепившие» посты и темы, делимся понравившимися материалами (перепост) и т.д.

Источник фото

И вот теперь наша инфо-комната (ПУС) ожила! Здесь кипит работа, обсуждаются  проблемные вопросы, решаются актуальные задачи, идёт живое профессиональное общение. А сервисы веб 2.0 в этом помогают, делая такое общение комфортнее. Получается, персональная учебная сеть - это неформальная сеть обмена знаниями через персональную учебную среду.

Один из экспертов курса, Константин Бугайчук, сравнил персональную учебную сеть с паутиной: в центре находитесь вы, а пересечение ниточек паутины - узлы - те профессионалы, эксперты, с которыми вы наладили взаимодействие.

О профессиональной учебной среде и учебной сети библиотекаря подробно рассказала Елена Смутнева в статье "Персональная учебная среда библиотекаря" (Школьная библиотека сегодня и завтра. - 2014. - N 2. - С. 41 - 45). Очень интересная публикация с практическими примерами и рекомендациями, а также хорошей визуализацией материала. Рекомендую.


Всё придумано до нас                                                                                                                                                                                             

Начитавшись источников из предложенного списка, Полярная Сова призадумалась: "Что же это всё мне напоминает?". Немного поднадсосредоточилась...


И вспомнились ей студенческие годы, лекции по педагогике в Мурманском педагогическом университете...

По волнам моей памяти... Персональная учебная среда и персональная учебная сеть - не изобретение 21 века. Как говорится, "всё придумано до нас". Сделал это в начале 20 века известный педагог и психолог Л.С. Выготский. Его теория "зоны ближайшего развития" произвела тогда революцию в педагогике. Зона ближайшего развития - это то "пространство", где ребёнок не может ещё решать учебные задачи самостоятельно, но сможет их решить, если ему поможет взрослый.



Потом эту теорию перенесли во "взрослую" педагогику, с той лишь разницей, что для ребёнка зону ближайшего развития определяет взрослый, а желающие погрызть гранит науки в более зрелом возрасте определяются с зоной ближайшего развития сами.

Делаем вывод. Персональная учебная среда - это наша "зона ближайшего развития", которую мы постепенно расширяем, подключая новые сервисы и информационные источники. А решать учебные задачи нам поможет не один учитель (Взрослый), а сразу несколько наставников, значимых для нас профессионалов, с которыми мы наладили взаимодействие (персональная учебная сеть).


Не Париж ли столица Франции? Филологическое отступление



Вопросы для размышления во второй теме курса:

  •  Персональная учебная сеть — просто дополнение к формальной системе повышения квалификации или современная альтернатива?
  • Не переоценивают ли значение персональной учебной сети, называя ее атрибутом профессионала высокого уровня?
Второй вопрос: "Не переоценивают ли значение персональной учебной среды?", - сформулирован с помощью частицы "ли", у которой в русской грамматике очень "шаткое" положение. С одной стороны, она вопросительная (предназначена для создания вопросов), а с другой, имеет дополнительное значение сомнения, неуверенности.

В вузовских учебниках грамматики уточняется, что с помощью этой частицы задают вопросы, когда ответ уже знают, только не совсем в нём уверены и хотят "поддержки" от того, кому его задали.

У нас на филфаке преподаватели такие вопросы называли "Не Париж ли столица Франции?" и всячески предостерегали будущих учителей литературы от их использования при разработке уроков. Поэтому соглашусь с Владимиром Наумовым: некоторая манипулятивность при формулировке этого вопроса, может быть, неосознанная, на филологическом уровне, всё-таки "имеет место быть".

Кроме того, этот вопрос, с точки зрения филологии, считается непроблемным, "закрытым" - на него можно ответить однословно: "да", "нет". И формально ответившие так будут правы (и потребуют бейджик!). Всё остальное в плане размышлений и предоставления доказательной базы к своим аргументам зависит уже от разговорчивости отвечающего.

Первый вопрос тоже не даёт пространства для манёвра. В самом вопросе уже даны два ответа: или персональная учебная сеть - дополнение к формальным курсам повышения квалификации, или учебная сеть - это альтернатива этим самым курсам. Третьего не дано?

Лично для себя я придумала вот такие вопросы, на которые мне было бы интересно отвечать:
  • Зачем нужно создавать персональную учебную сеть? 
  • Как сделать, чтобы персональная учебная сеть успешно развивалась?
  • Как измерить эффективность работы персональной учебной сети?
Есть над чем подумать.


Сети, которые делают нас умнее



Чтобы до конца выполнить "домашнее задание", осталось только ответить на предложенные вопросы.


  • Персональная учебная сеть — просто дополнение к формальной системе повышения квалификации или современная альтернатива?
Думаю, персональная учебная сеть - это не только коммуникация, происходящая онлайн (в Интернете). Если в реале мы активно взаимодействуем с коллегами в рамках формальных курсов повышения квалификации, участвуем в библиотечных офлайн-семинарах, конференциях и мастер-классах - это тоже часть нашей учебной сети.

Поэтому такое противопоставление не имеет смысла: учебная сеть - понятие глобальное, формальная система повышения квалификации - её часть.

  • Не переоценивают ли значение персональной учебной сети, называя ее атрибутом профессионала высокого уровня?

Персональная учебная сеть есть у каждого специалиста (просто некоторые об этом не подозревают и не догадываются), и необязательно, что это профессионал высокого уровня.

Некоторые библиотекари легко обходятся только формальными курсами повышения квалификации, и это не мешает им "долго и счастливо" жить и работать в библиотеках, однако ещё вопрос, можно ли назвать подобных специалистов профессионалами высокого уровня.

С другой стороны, если в библиотеке эффективно работает методический центр: проводит интересные мероприятия для своих специалистов и библиотекарей города, оказывает им мощную поддержку офлайн (пример - Центральная городская детская библиотека им. А.П.Гайдара, г. Москва, о методической работе которой известно, благодаря сайту), - может быть, сотрудникам библиотек Москвы, которые регулярно бывают на мероприятиях Гайдаровки и нет необходимости создавать мощную персональную сеть? Ведь многие ответы на свои вопросы библиотекарь может найти, общаясь с методистами, не выходя в Интернет.

У других может быть огромная учебная сеть! Сотни и сотни "френдов" в социальных сетях, блогов в подписке, групп в ленте новостей. А эффективность? Стремится к нулю или радует? Думаю, главное не в том, какого размера моя учебная сеть, а в том, насколько эффективно я ее использую.

Стоит ли переоценивать значение персональной учебной сети в развитии профессионализма? Это всё равно, что переоценивать влияние климатических условий на урожай. Подозреваю, чем успешнее и эффективнее работает учебная сеть, тем выше уровень профессионала.

***
В книге «Слишком большое, чтобы знать» Дэвид Вайнбергер (David Weinberger) написал:

«Когда знание становится сетевым, самый умный в комнате уже не лектор, выступающий перед собравшимися, и даже не коллективный разум всех присутствующих. Самый умный в комнате — сама комната, то есть сеть, образованная из связей между людьми и их идеями, которые, в свою очередь, связаны с тем, что находится за пределами комнаты. Это вовсе не означает, что сеть обретает разум. Однако знание становится буквально немыслимым без сети, которая его обеспечивает. Наша задача — научиться создавать умные комнаты, то есть такие сети, которые делают нас умнее».

6 комментариев:

  1. Замечательный пост. Умный и спокойный = мудрый

    ОтветитьУдалить
  2. Прочитала с большим удовольствием. Стать созвучна моим размышлениям. Подобные вопросы задала и себе (Как сделать, чтобы персональная учебная сеть успешно развивалась?
    Как измерить эффективность работы персональной учебной сети?) Предлагаю искать ответы на них вместе?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, замечательная мысль! Давайте думать над вопросами вместе. Вот мы и сконструировали себе маленькую цель "на двоих" в рамках этого курса.
      Очень рада, что мои мысли оказались Вам близки.

      Удалить
  3. Как интересно, что Вы вспомнили выражение, связанное с Парижем, потому что в той самой статье Даунса о сетевом знании, на которую я не раз ссылался, он использует столицу Франции в качестве примера! Даунс пишет о Париже, когда хочет передать интуитивное представление о *распределенном смысле* самих слов:

    "В качестве примера рассмотрим слово 'Париж'. На первый взгляд, это слово может быть использовано для обозначения -- буквального выражения -- чего-то конкретного и определенного вроде города в северо-центральной Франции. Однако использование слова 'Париж' вызывает различные ассоциации у разных людей. Например, 'город', 'Франция' или 'Эйфелева башня'. Одни думают о парижском гипсе, другие думают о Хилтоне (отель, а, может быть, и шутка про Пэррис Хилтон -- прим. мое), третьи думают о левом береге, четвертые вспоминают Курта Воннегута. Еще важнее, что когда мы говорим о смысле слова 'Париж' как о распределенном смысле, мы также имеем ввиду, что значение этого слова образовано на основе тех частичных смыслов, которыми определяются остальные названные слова."

    Downes, S. (2005). An Introduction to Connective Knowledge. URL: http://www.downes.ca/post/33034

    Возможно, этот отрывок вызовет новые интересные ассоциации :)

    По поводу определений персональной образовательной среды нужно заметить, что сколько авторов, столько и нюансов. Я отдаю предпочтение определениям западных коллег, которые подходят к понимаю персональной среды с т. з. задач своих исследований. Общее, конечно, есть у всех, и определения К. Л. и В. Н. вполне соответствуют этому общему. Единственное, я бы обратил внимание на использование термина ЗБР. Нужно быть очень осторожным, говоря, о ЗБР взрослого человека, и в разговоре с К. Л. этот термин употреблялся именно условно. Хорошее объяснение есть в блогах О. Брыксиной (она задавала вопрос!) и В. Бричник (отдельный пост).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. То, что Даунс называет распределённым смыслом слова, в лингвистике называется гораздо прозаичнее - "вербальные тематические ассоциации по смежности", они служат предметом изучения особого раздела языкознания - психолингвистики. Ученые лингвисты выделяют "типичные" ассоциации (город, Эйфелева башня, Франция) и "нестандартные" (гипс, Воннегут). У меня, например, Париж ассоциируется со стихотворением Марины Цветаевой - "В Париже".

      Спасибо за подсказку. Непременно ознакомлюсь с перечисленными Вами постами.

      Удалить

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...