Вчера Полярная Сова с удивлением узнала, что 17 июля отмечается День этнографа. Почему именно семнадцатого? В этот день родился самый известный путешественник и этнограф - Н.Н. Миклухо-Маклай. Как вы понимаете, просто так пролететь мимо этой даты я не могла. И сегодняшний пост посвящаю одному из народов, давно живущих на Кольском Севере, - коми-ижемцам.
Коми – ижемцы пришли к нам на Кольский полуостров в 1888 году из Коми края, с берегов реки Ижмы (отсюда и название – ижемцы). Длилось это путешествие почти 2 года! Несколько ижемских семей двигалось по берегам Ледовитого океана и вели с собой большие стада оленей. Покинуть родные края их заставил массовый падеж скота, многие олени тогда оказались заражены сибирской язвой.
Так коми-ижемцы оказались недалеко от Кандалакши, на берегу Белого моря. Но поморы встретили пришельцев неласково и не захотели жить рядом с ними.
Тогда ижемцы решили уйти дальше на север, в Ловозерские тундры. Здесь в Ловозерском районе, рядом с саамами, они и поселились. Потомки ижемских коми живут здесь до сих пор: в поселке Ловозеро, в Краснощелье и Каневке.
Основным занятием коми – ижемцев стало оленеводство. Первое время ижемцы держали небольшие стада и пасли их недалеко от своих поселений. Со временем количество оленей увеличивалось, им нужно было больше корма. Поэтому ижемские оленеводы начали осваивать тундру, кочевать вместе с оленями. Расстояние между зимним и летним пастбищами иногда составляло тысячи километров!
У каждого оленевода была своя метка (пель пас), ее ставили на ушах оленей, чтобы не путать «своих» и «чужих» животных.
А в конце лета все оленеводы – коми устраивали большой праздник. Готовили богатое угощение. Но главным, для чего собирались в тундре, были оленьи гонки. К ним готовились задолго. Ездовых оленей в течение лета в работе не использовали, берегли. Упряжки готовили по пять, по три, по одному оленю.
Зрители оценивали не только скорость, но и красоту оленьего бега. Победитель, хозяин упряжки, получал главный приз и всеобщее уважение на целый год. Без внимания не оставались и герои гонок – олени. Их гладили, кормили с рук, а на шею вешали бубенчики.
На промысле
Коми – ижемцы славились еще и как хорошие охотники. Основное время охоты – осень, зима, весна. Но многие коми охотники и лето проводили на промысле. Целые группы охотников (артели) уходили в лес на несколько дней, жили в лесных избушках, ловили рябчиков, глухарей, зайцев, белок, лисиц, горностаев. Охотились даже на медведя.
Свой промысел охотники вели по особому промысловому календарю. В этом календаре нет разделения на месяца и дни. Он сделан в виде круга, на котором изображены животные. Круг поделен на первое и второе полугодие.
В первое полугодие охота была запрещена: у животных начинался выводковый период (рождались детеныши).
Первое полугодие:
- период медведя (ош) – с 22 марта по 27 апреля
- период оленя (кор) – с 28 апреля по 2 июня
- период горностая (сьодбож) – с 3 июня по 2 июля
- период росомахи (сан) – с 5 июля по 9 августа.
Второе полугодие – это период промысловой охоты.
- период лося (йора) – с 10 августа по 4 ноября
- период выдры (вурд) – с 5 ноября по 19 декабря
- период лисицы (руч) – с 20 декабря по 24 января
- период белки (ур) – с 25 января по 21 февраля
- период куницы (тулан) – с 22 февраля по 21 марта.
Среди охотников были неписаные правила. Нельзя убивать белку, на которую лает собака другого охотника. В лесных избушках охотники оставляли еду, спички, соль для случайных путников или других охотников. А самым страшным преступлением было брать чужую добычу. Нарушитель лесных законов строго наказывался.
Коми охотники верили, что деревья в лесу разговаривают друг с другом, пересказывают то, что видели днем. Поэтому к каждому деревцу относились с почтением. Без надобности топор в руки не брали, чтобы деревья не калечить.
Коми, как и поморы, занимались рыболовством. Ловить рыбу начинали с раннего детства. Мальчики уже с 7 – 8 лет учились плести сети. Существовало поверье, что женщины или девочки не должны дотрагиваться до предметов рыбалки или охоты, иначе не будет удачи.
Коми охотники и рыбаки никогда не обещали хорошей добычи. Когда идешь рыбачить или охотиться, никогда не говори, что принесешь большую добычу – удачи не будет. Хвастовство у коми – ижемцев всегда осуждалось.
Если мужчины занимались оленеводством, охотой и ловили рыбу, то женщины собирали грибы и ягоды. Ягоды ели с молоком, чернику сушили, клюкву замораживали, а бруснику замачивали в деревянных кадках. Ягоды были не просто лакомством, их применяли как лекарство и витамины. Грибы сушили, солили и варили, с ними пекли пироги.
А теперь давайте пройдем по улице коми поселка. Жили коми в больших деревянных домах, где под одной крышей было и жилье, и хозяйственные постройки, например, хлев для скота. Это было очень удобно: в холодную зиму можно было выполнять работу по хозяйству, не выходя из дома.
Жилая часть дома состояла из двух частей: одна для зимы, другая для лета. Значительную часть избы занимала печь. Под потолком, над печью, пристраивали полати – любимое место детей. Коми верили, что в каждом доме живет добрый дух – домовой (Олыся).
Пастухи – оленеводы жили в маленьких переносных жилищах – чумах. Пол чума собирали из досок. Спали на оленьих шкурах. Стены чума старались украшать самыми яркими цветными тканями. Как вы думаете, зачем? Чтобы радовать глаз! В тундре белым – бело, глаза от этого устают. А в чуме они отдыхают.
Питались коми дичью, рыбой, овощами, ягодами и грибами. В обычные дни на стол подавали два – три блюда, а в праздничные – больше 25! Самым любимым лакомством была рыба. Ее варили, сушили, жарили. К праздничному столу готовили несколько видов рыбников (пирогов с рыбой): с щукой, с окунем, с семгой. Сначала подавали рыбник с самой малоценной рыбой, а самый вкусный, с семгой, оставляли напоследок.
Коми национальное блюдо – пельмени. «Пельнянь» в переводе на русский язык – «хлебное ухо».
А как одевались коми-ижемцы?
Одежду шили из льна, который выращивали сами, а зимнюю одежду делали из меха. Обувь изготавливали из кожи. Женщины много вязали из овечьей шерсти, из нее же катали валенки.
Поверх рубахи женщины носили сарафан – шушун и передник, на голову надевали платок.
Мужской костюм состоял из рубахи и штанов, на ногах носили обувь из кожи – коты, а на голове шапку – зырянку.
Особую одежду носили коми оленеводы. Называлась она малица. Малица должна была быть теплой, чтобы любые морозы и ветра были не страшны. А еще – легкой и удобной, чтобы можно было за оленями бегать. Малица – это одежда из оленьего меха, мехом внутрь. К рукавам пришивались меховые рукавицы. Капюшон обшивали мехом внутри и снаружи. Из оленьего меха мастерили и обувь – пимы и тобоки.
Одежду коми мастерицы украшали особым узором – коми орнаментом. По характеру орнамента можно было догадаться, из какого места человек. Каждый значок орнамента что-то обозначал: мужчина, женщина, рыба, олень, солнце.
У коми – ижемцев были свои особые музыкальные инструменты. Самые известные из них – трещотки, берестяные рожки (дудки), чипсаны (трехствольные свистки). Более сложный инструмент – сигудок, похожий на скрипку.
Одна из самых известных коми песен - "Марья Моль".
Согласитесь, очень необычно для нас звучит коми язык. Вот, например, как коми приветствуют друг друга.
А вот как говорят разные животные на языке коми.
Мудрость коми – ижемцев сохранилась в пословицах и поговорках. К некоторым из них можно подобрать похожие русские. Попробуем?
- Непойманного рябчика не разделывают.
- В родном лесу и деревья улыбчивы.
- Не на всякий крючок рыбу подденешь.
- Ласковое слово через реки перевозит, сквозь пламя проводит.
***
Хотите узнать о народе коми больше? Советуем прочитать книгу Е.Габовой и Н.Макаровой "Дети древней земли". Она есть в фонде нашей Библиотеки-музея.
В сообщении использованы иллюстрации из книги Е.Габовой и Н. Макаровой "Дети древней земли".
Путешествие длиной в 2 года
Коми – ижемцы пришли к нам на Кольский полуостров в 1888 году из Коми края, с берегов реки Ижмы (отсюда и название – ижемцы). Длилось это путешествие почти 2 года! Несколько ижемских семей двигалось по берегам Ледовитого океана и вели с собой большие стада оленей. Покинуть родные края их заставил массовый падеж скота, многие олени тогда оказались заражены сибирской язвой.
Так коми-ижемцы оказались недалеко от Кандалакши, на берегу Белого моря. Но поморы встретили пришельцев неласково и не захотели жить рядом с ними.
Тогда ижемцы решили уйти дальше на север, в Ловозерские тундры. Здесь в Ловозерском районе, рядом с саамами, они и поселились. Потомки ижемских коми живут здесь до сих пор: в поселке Ловозеро, в Краснощелье и Каневке.
![]() |
Посёлок Ловозеро. Фото А.М. Степаненко |
А олени лучше...
Основным занятием коми – ижемцев стало оленеводство. Первое время ижемцы держали небольшие стада и пасли их недалеко от своих поселений. Со временем количество оленей увеличивалось, им нужно было больше корма. Поэтому ижемские оленеводы начали осваивать тундру, кочевать вместе с оленями. Расстояние между зимним и летним пастбищами иногда составляло тысячи километров!
У каждого оленевода была своя метка (пель пас), ее ставили на ушах оленей, чтобы не путать «своих» и «чужих» животных.
А в конце лета все оленеводы – коми устраивали большой праздник. Готовили богатое угощение. Но главным, для чего собирались в тундре, были оленьи гонки. К ним готовились задолго. Ездовых оленей в течение лета в работе не использовали, берегли. Упряжки готовили по пять, по три, по одному оленю.
Зрители оценивали не только скорость, но и красоту оленьего бега. Победитель, хозяин упряжки, получал главный приз и всеобщее уважение на целый год. Без внимания не оставались и герои гонок – олени. Их гладили, кормили с рук, а на шею вешали бубенчики.
![]() |
Охотничье снаряжение |
Коми – ижемцы славились еще и как хорошие охотники. Основное время охоты – осень, зима, весна. Но многие коми охотники и лето проводили на промысле. Целые группы охотников (артели) уходили в лес на несколько дней, жили в лесных избушках, ловили рябчиков, глухарей, зайцев, белок, лисиц, горностаев. Охотились даже на медведя.
Свой промысел охотники вели по особому промысловому календарю. В этом календаре нет разделения на месяца и дни. Он сделан в виде круга, на котором изображены животные. Круг поделен на первое и второе полугодие.
В первое полугодие охота была запрещена: у животных начинался выводковый период (рождались детеныши).
Первое полугодие:
- период медведя (ош) – с 22 марта по 27 апреля
- период оленя (кор) – с 28 апреля по 2 июня
- период горностая (сьодбож) – с 3 июня по 2 июля
- период росомахи (сан) – с 5 июля по 9 августа.
Второе полугодие – это период промысловой охоты.
- период лося (йора) – с 10 августа по 4 ноября
- период выдры (вурд) – с 5 ноября по 19 декабря
- период лисицы (руч) – с 20 декабря по 24 января
- период белки (ур) – с 25 января по 21 февраля
- период куницы (тулан) – с 22 февраля по 21 марта.
Среди охотников были неписаные правила. Нельзя убивать белку, на которую лает собака другого охотника. В лесных избушках охотники оставляли еду, спички, соль для случайных путников или других охотников. А самым страшным преступлением было брать чужую добычу. Нарушитель лесных законов строго наказывался.
Коми охотники верили, что деревья в лесу разговаривают друг с другом, пересказывают то, что видели днем. Поэтому к каждому деревцу относились с почтением. Без надобности топор в руки не брали, чтобы деревья не калечить.

Коми охотники и рыбаки никогда не обещали хорошей добычи. Когда идешь рыбачить или охотиться, никогда не говори, что принесешь большую добычу – удачи не будет. Хвастовство у коми – ижемцев всегда осуждалось.
Если мужчины занимались оленеводством, охотой и ловили рыбу, то женщины собирали грибы и ягоды. Ягоды ели с молоком, чернику сушили, клюкву замораживали, а бруснику замачивали в деревянных кадках. Ягоды были не просто лакомством, их применяли как лекарство и витамины. Грибы сушили, солили и варили, с ними пекли пироги.
Житьё-бытьё
А теперь давайте пройдем по улице коми поселка. Жили коми в больших деревянных домах, где под одной крышей было и жилье, и хозяйственные постройки, например, хлев для скота. Это было очень удобно: в холодную зиму можно было выполнять работу по хозяйству, не выходя из дома.
Жилая часть дома состояла из двух частей: одна для зимы, другая для лета. Значительную часть избы занимала печь. Под потолком, над печью, пристраивали полати – любимое место детей. Коми верили, что в каждом доме живет добрый дух – домовой (Олыся).
Пастухи – оленеводы жили в маленьких переносных жилищах – чумах. Пол чума собирали из досок. Спали на оленьих шкурах. Стены чума старались украшать самыми яркими цветными тканями. Как вы думаете, зачем? Чтобы радовать глаз! В тундре белым – бело, глаза от этого устают. А в чуме они отдыхают.
Питались коми дичью, рыбой, овощами, ягодами и грибами. В обычные дни на стол подавали два – три блюда, а в праздничные – больше 25! Самым любимым лакомством была рыба. Ее варили, сушили, жарили. К праздничному столу готовили несколько видов рыбников (пирогов с рыбой): с щукой, с окунем, с семгой. Сначала подавали рыбник с самой малоценной рыбой, а самый вкусный, с семгой, оставляли напоследок.
Коми национальное блюдо – пельмени. «Пельнянь» в переводе на русский язык – «хлебное ухо».
Национальная одежда
А как одевались коми-ижемцы?
Одежду шили из льна, который выращивали сами, а зимнюю одежду делали из меха. Обувь изготавливали из кожи. Женщины много вязали из овечьей шерсти, из нее же катали валенки.
Поверх рубахи женщины носили сарафан – шушун и передник, на голову надевали платок.
Мужской костюм состоял из рубахи и штанов, на ногах носили обувь из кожи – коты, а на голове шапку – зырянку.
Особую одежду носили коми оленеводы. Называлась она малица. Малица должна была быть теплой, чтобы любые морозы и ветра были не страшны. А еще – легкой и удобной, чтобы можно было за оленями бегать. Малица – это одежда из оленьего меха, мехом внутрь. К рукавам пришивались меховые рукавицы. Капюшон обшивали мехом внутри и снаружи. Из оленьего меха мастерили и обувь – пимы и тобоки.
Одежду коми мастерицы украшали особым узором – коми орнаментом. По характеру орнамента можно было догадаться, из какого места человек. Каждый значок орнамента что-то обозначал: мужчина, женщина, рыба, олень, солнце.
Коми фольклор и не только
У коми – ижемцев были свои особые музыкальные инструменты. Самые известные из них – трещотки, берестяные рожки (дудки), чипсаны (трехствольные свистки). Более сложный инструмент – сигудок, похожий на скрипку.
![]() |
![]() |
Одна из самых известных коми песен - "Марья Моль".
Согласитесь, очень необычно для нас звучит коми язык. Вот, например, как коми приветствуют друг друга.
А вот как говорят разные животные на языке коми.
Мудрость коми – ижемцев сохранилась в пословицах и поговорках. К некоторым из них можно подобрать похожие русские. Попробуем?

- В родном лесу и деревья улыбчивы.
- Не на всякий крючок рыбу подденешь.
- Ласковое слово через реки перевозит, сквозь пламя проводит.
***
Хотите узнать о народе коми больше? Советуем прочитать книгу Е.Габовой и Н.Макаровой "Дети древней земли". Она есть в фонде нашей Библиотеки-музея.
В сообщении использованы иллюстрации из книги Е.Габовой и Н. Макаровой "Дети древней земли".
Сестра моей бабушки уехала в Ловозеро и мы о её судьбе ничего не знаем. Звали бабушку Артеева Фёкла Селиверстова.Отец Артеев Селиверст Арофанович.Очень интересно почитать о своих земляках.
ОтветитьУдалитьСпасибо.
ОтветитьУдалитьЯ в восторге, замечательный материал, всё компактно и ясно. Сколько сайтов просмотрела ничего подобного не видела, очень пригодилось для уроков. Спасибо огромное!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо большое за информацию. Очень мало, что можно найти по этой теме. Моя бабушка всю жизнь прожила в Ловозеро она коми-ижемка, а я так мало знаю о этой культуре. Хотелось бы больше знать...
ОтветитьУдалитьСпасибо за информацию. Смущает год прихода коми-ижемцев в Ловозерский район - 1888 год?
ОтветитьУдалить